Статьи

Статья 2.

 » Для общего развития «.

Предполагаю, с формулировкой означенной в моем заголовке, чаще всего сталкивается любой тренер вне зависимости от вида спорта и собственной квалификации (специализации), при первом общении с родителями будущего потенциального спортсмена. Формулировка не обязательно будет звучать дословно, но в подавляющем большинстве случаев она подразумевается в разговоре.

Постараюсь выразить свои мысли не столько как тренер по шахматам, сколько с точки зрения субъективного монолога-рассуждения «за жизнь». У меня нет родных детей, поэтому, мои рассуждения возможно, будут наивными и местами, некомпетентными.

Итак, «Для общего развития» — что это? Возьмем среднестатистического ребенка, его  начальные шаги в этой жизни. Первое реальное знакомство с миром иных людей нежели папа-с-мамой состоится в ясельной группе детского сада. Отсюда ребенок начнет получать важнейшие в этой жизни социальные навыки взаимодействия с обществом, в первую очередь с  малышами сверстниками. Это — в то время и в том месте — главное и единственное равноценное общество малыша (родители и прочие старшие сюда не входят, просто потому, что они старшие!). Старшие отдельно — ровесники отдельно, это дети очень быстро понимают! Хотя конечно, когда взрослые замечают, что что-то в общении и развитии малышей идет неправильно, они обязаны вмешаться, показать — что неправильно, и как должно быть правильно. Это и есть воспитание. Притом, самое главное для взрослых — показывать личный пример, без этого никакого воспитания не получится. Идем дальше: усвоенные навыки общения со сверстниками и со старшими, развиваются у подрастающего малыша все сильнее и сильнее, с каждым годом эволюционируя вместе с обществом, частью которого малыш является. Старшая группа, школа, институт, взрослая жизнь, взрослое общество — это все лишь следующие степени социализации, взросления того общества, в которое малыш попал в детском саду!

Все вышеописанное + обязательное грамотное воспитание со стороны взрослых, и есть то, что я для себя понимаю как общее развитие ребенка. Это самое главное, в жизни любого человека. То, с кем и как ты общаешься, формирует тебя как личность. Зрелой личностью можно постепенно стать лишь в обществе, и желательно, в равноценном обществе! Поэтому, например, я глубоко убежден в том, что когда некоторые родители, пользуясь финансовой обеспеченностью, стараются фактически полностью заменить школьную систему обучения, занятиями с репетиторами (пару лет назад я узнал о том, что в Москве это практикуется часто, да и в Уфе это, по моим личным наблюдениям это уже не редкость) , делая это из лучших побуждений, тем не менее, неосознанно вредят ребенку, ибо вне общества, наедине с репетитором тот не получит необходимых социальных навыков, того самого общего развития! Общее развитие — должно быть от слова «общество» — по моим понятиям. И пусть филологи мне возразят — я знаю о чем говорю, и правила русского языка тут ни при чем.

Теперь о шахматах. Я веду две небольшие группы, в которых на данный момент есть ребята поопытнее, которые занимаются стабильно — обязательное условие для занятий в группе (кое кто занимается дополнительно индивидуально и , как обязательное условие для этого, выполняет домашнюю работу) и ребята — новички, которые проходят «испытание временем». Ребята почти все, имеют соответствующие своим стараниям результаты — на главной странице нашего сайта я регулярно публикую наши с ребятами успехи и очень редкие неуспехи. Мои группы — тоже маленькие общества и в них, кроме развития спортивных навыков и умения играть в шахматы, конечно присутствует и «общее развитие». В чем же противоречие? Все дело в том, что мое понимание общего развития — через понятие «общество», а понимание и запрос большинства родителей определения «общее развитие» — более филологически верное — большинство родителей желают, чтобы их ребенок развивался всесторонне, развивался «в общем.» Далее, я буду оперировать этим словосочетанием.

На мой субъективный, но твердый взгляд, шахматы — неподходящий вид деятельности, для развития ребенка «в общем». Скажу больше — я не вижу, никакой ценности в подобном развитии. Это возможно выглядит дико, но у меня есть веские доводы. Возьмем школьную систему, о необходимости которой, в отношении социализации , писал я выше. Но если оценить беспристрастно, не социальную, а непосредственно учебную сторону вопроса,много ли пользы дало «всестороннее обучение» будущим взрослым?! Кто может честно заявить, что ему хоть где-то в этой взрослой жизни в одном роде деятельности понадобились алгебра, геометрия, химия, физика, биология и т.п. ? Я не хочу оскорбить ни эти прекрасные предметы, ни тех, кто ими занимается, но это все узкопрофильные предметы, так же, кстати как и шахматы! Но в нашем современном мире, мало кому в голову придет отправить ребенка изучать алгебру для  «развития в общем». Отправляют изучать алгебру — с конкретной целью — понять предмет для  сдачи экзамена, иногда для необходимости в специальности. А вот шахматы в общественном мнении, нормально для «всестороннего интеллектуального развития» . А это неправильно. Хотите, чтобы ребенок всесторонне интеллектуально развивался — вы очень мудрые люди, приучайте его для этого читать хорошие книги! За это я искренне горой!

Подытожу: цель статьи в том, чтобы родители, которые всегда желают своим детям самого лучшего,  понимали, для чего шахматы подходят отлично (для социализации, развития спортивных навыков, достижения высоких результатов, обучения дисциплины) и для чего не подходят  (шахматы — не литература, для обогащения внутреннего духовного мира малопригодны). Правильный запрос к тренерам вроде «я хочу, чтобы мой ребенок научился быть инициативным, смелым, не боялся отвечать в группе» или «мы с сыном хотим, чтобы он стал сильным шахматистом» — нынче огромная редкость. Надеюсь, это изменится.

Статья 1

Шахматы в современном мире.

Первая статья, которую я напишу на этом сайте будет адресована в основном родителям, которые стоят перед непростым выбором рода занятий, спорта для своих детей.

Не хочу писать банальности вроде » у шахмат богатая история, их придумали в давным-давно Индии и т.д. и т.п.». Все что касается безусловно богатейшей истории и культуры шахмат можно без проблем найти в википедии, благо пользоваться ей в наше время умеют и малые дети. Рассказывать о внутренних красотах шахматной борьбы, а также о невидимых обывателю перепитиях околошахматной жизни для непосвященных родителей, здесь так же не имеет особого смысла — о таких материях я написал немало на сайте ufachess. ru — главном шахматном портале Уфы.

Вместо этого, искренне отвечу на  «циничные» вопросы, которые я бы непременно задал, если бы был отцом выбирающим род профессиональных занятий для своего ребенка:

1. Сколько зарабатывают шахматисты? Шахматистов, зарабатывающих себе на хлеб можно условно разделить на 3 категории:

1-я: профессионалы — люди играющие в шахматных турнирах и ничем другим на постоянной основе не занимающиеся. Первая десятка-двадцатка таковых —  долларовые миллионеры, некоторые из которых являясь медийными лицами «автоматически» зарабатывают много на рекламе (Карлсен, Карякин). Первые условные две-три сотни шахматистов — профессионалов за исключением вышеназванной двадцатки, люди с более нестабильным доходом, но в целом их заработок а также привилегии ( куда входят частые «стартовые», «подъемные» особенно в командных соревнованиях, а также бесплатные «приемы» — проживание, питание в большинстве соревнований) делают их жизнь весьма и весьма обеспеченной, по сравнению со среднестатистическим жителем этой страны. В этой самой элитной категории на данный момент из башкирских шахматистов состоит  Денис Хисматуллин, а многими годами ранее — уфимцы Вадим Милов и Рустем Даутов. В мире женских шахмат доходы гораздо скромнее, но и конкуренция в десятки раз ниже.  Далее, вниз по списку 2-я категория

2-я: совместители — люди, которые выступлениями в турнирах лишь «подрабатывают» — совмещают приятное с полезным. Их основной доход-тренерство и (или) околошахматная деятельность — журналистика, организаторство и т.д. Таковых в России, да и наверное во всем мире довольно много, думаю совместителей наберется несколько тысяч. Как правило их доходы немного превышают средние тренерские, но  сильно уступают профессиональным. По моим очень примерным прикидкам, их ежемесячный доход в России в среднем  — две среднестатистические зарплаты.

3-я : тренеры. Самая многочисленная и разномастная категория. Среди них также есть тренеры-профессионалы ( которых в свою очередь можно градировать на тренеров «массовиков» и тренеров «индивидуальщиков»  ) и тренеры-подработчики у которых есть другая отличная от шахмат работа. Соответственно, разнятся доходы очень сильно — от одной четвертой до трех среднестатистических зарплат. Тренеры с которыми я сотрудничаю и общаюсь в Уфе имеют доходы около 40-50 тыс., в месяц но надо признать, я предпочитаю сотрудничать с успешными тренерами-профессионалами… Есть в Уфе тренера и с доходом меньше 10 тыс. Известные тренера в соседних округах, с более высокой зарплатой а уж тем более в столицах зарабатывают и более 100тыс. в месяц (в Москве и Питере,  — это вполне себе средняя цифра для профессионального тренера), в то время как в башкирской провинции  тренеры работают лишь на скромные ставки от государства, что заставляет их работать на посторонних работах. В общем, здесь все как везде в стране.

Есть еще конечно самая большая категория лиц, которая не получила никакой материальной отдачи от занятий в прошлом шахматами, их текущая работа с шахматами вообще никак не связана. В этой категории людей больше чем во всех предыдущих категориях вместе взятых. Но это отражение реальности — в любом спорте, в любой деятельности идет неизбежный отсев, единицы добираются до вершин, сотни — до «почти» вершин, тысячи- до умеренно благополучной серединки, десятки тысяч — выбывают (большая часть — на первом же году обучения). Это жизнь.

2. Что дают шахматы «в группе» не предполагающие большого вложения средств на выездные соревнования, индивидуальные занятия и т.д.?

Шахматы — это очень социальный вид спорта. Любой родитель который водит свое чадо на серьезные шахматные соревнования, даже в своем городе, не говоря уже о первенствах ПриФо, России и т.д. видит, как на глазах растет и развивается его ребенок, как крепнут его спортивные навыки, закаляется характер, развиваются навыки общения, борьбы, умения добиваться своих целей, лидерские качества. То же самое происходит на грамотно построенных занятиях — ребята постоянно конкурируют друг с другом, учатся побеждать красиво и проигрывать достойно, не роняя своего лица. Все эти качества абсолютно необходимы человеку в жизни, ибо — главное в человеке — то как он умеет общаться с другими людьми.

Единственное, что не дают сами по себе шахматы — так это физической составляющей, что кстати является отчасти плюсом, так как это исключает травмы, практически неизбежные при профессиональных занятиях в других видах спорта.  Поэтому, занимаетесь вы для общего развития, либо профессиональным спортом, необходимо шахматы дополнять хотя бы физической культурой. Под этими словами я не имею ввиду школьную физ-ру — я о формировании родителями самой культуры у ребенка заниматься базовыми физическими упражнениями каждый день. Времени это у него займет 15-20 минут в день, а польза будет огромная и на всю жизнь. Толковый тренер по шахматам всегда позаботиться о том, чтобы его ученики восполняли  недостающие на самих шахматах, физические нагрузки.

Итак, шахматы  дают необходимые ребенку социальные и спортивные навыки, за исключением физического развития, над которым нужно работать дополнительно.

2 комментария: Статьи

  1. Роберт Ямилов говорит:

    Я ответил всего на 2 вопроса, которые сам себе и задал, представив себя отцом будущего спортсмена. Если у редких посетителей этого сайта есть свои вопросы, которые их интересуют, то я с удовольствием отвечу на них, если эти вопросы будут заданы в виде комментов к этой статье, а я соответственно в самой статье на них искренне и отвечу. Спрашивайте!

  2. славян говорит:

    Роберт напиши сколько надо вложить денег в чадо .плиз статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *